Социально-экономическое развитие

«Инвестиционное развитие»

Выдержки из Закона  …

1.2. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан в 2010 - 2020 годах

1.2.1. Макроэкономическая динамика и отдельные показатели эффективности функционирования экономики региона

Инвестиционный потенциал. За период 2010 - 2020 годов, по оценкам экспертов <4>, ранг инвестиционного потенциала Республики Дагестан возрос до 30-го места среди субъектов Российской Федерации - улучшение на 5 пунктов (за 2020 год улучшение на 3 пункта). Из отдельных составляющих инвестиционного потенциала наращены ранги инновационного (45-е место и +21 пункт продвижения за период), туристского (44-е место и +15 пунктов), институционального (58-е место и +8 пунктов), трудового (15-е место и +7 пунктов) и потребительского (12-е место и +3 пункта) потенциалов; ухудшились на 3 пункта ранги потенциалов производственного (55-е место), инфраструктурного (39-е место) и природно-ресурсного (41-е место); ранг финансового потенциала остался без изменений (21-е место).

В то же время рейтинговыми агентствами ранее отмечались высокие инвестиционные риски по Республике Дагестан (ранг риска в 2020 году - 84-е место среди субъектов Российской Федерации), с их ухудшением за период на 11 пунктов. Поэтому в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства "Эксперт" Республика Дагестан стабильно находилась в группе с низким инвестиционным потенциалом и самым высоким инвестиционным риском (группа 3D) <5>. Но положение начинает меняться в лучшую сторону, что было отмечено Агентством стратегических инициатив Российской Федерации на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году: кланово-коррупционное и административное давление на экономику, необоснованное вмешательство правоохранительных органов в бизнес, ослабляются. Позитивны и результаты роста инвестиций в основной капитал по итогам 2020 года (113,6%).

За 2010 - 2020 годы годовой объем финансовых вложений организаций в Республике Дагестан увеличился с 3,0 млрд рублей до 45,5 млрд рублей, или в 15,2 раза. В особенности рост наблюдается с 2017 года, по сравнению с предыдущим годом рост в 2,7 раза. Эти вложения в подавляющей своей части являлись краткосрочными, за исключением в 2010 - 2012 годах, когда доля долгосрочных вложений была на уровне 36 - 46%. Отраслевая структура финансовых вложений организаций за анализируемый период существенно не менялась - в целом направлялась в обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, напитков, прочих транспортных средств и оборудования), строительство.

Будущее улучшение ситуации с инвестициями в Республике Дагестан в основном связано с изменением приоритетов социально-экономического развития, с институциональными и структурными изменениями и снижением рисков в экономике, развитием человеческого потенциала, инфраструктуры (в том числе банковско-кредитной) и туристско-рекреационного комплекса региона, предпринимательства, применением инноваций и наращиванием производственного потенциала, ростом природно-ресурсного потенциала.

Состояние и возможности региональной экономики во многом определяются наличными основными средствами в экономике региона, их структурой и качеством. Основные фонды в экономике Республики Дагестан по их полной учетной стоимости на конец 2019 года составили 1825,8 млрд рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом в 2,6 раза (в Российской Федерации - в 3,75 раза, в СКФО - 3,1 раза) (см. таблицу 2.3 приложения 2).

За анализируемый период доля основных фондов Республики Дагестан в общей величине основных фондов по субъектам Российской Федерации в СКФО снизилась с 30,3 до 25,5% (2-е место в СКФО). Основные фонды Республики Дагестан составляют 0,52% от основных фондов Российской Федерации (49-е место среди субъектов Российской Федерации).

 

Структура основных фондов по видам экономической деятельности в Республике Дагестан в 2019 году представлена на рисунке 1.2.3.

Наиболее существенные объемы основных фондов в экономике Республики Дагестан сосредоточены по видам деятельности: операции с недвижимым имуществом - 29,7%; транспортировка и хранение - 25,3%; оптовая и розничная торговля, а также услуги по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 10,3%; сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 7,3%; обрабатывающие производства - 6,9%; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха -4,1%; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение - 3,9%; образование - 2,5%; здравоохранение - 2,0%; строительство - 1,8%; информация и связь - 1,3%.

Структура основных фондов Республики Дагестан по видам экономической деятельности имеет значительные отличия от структуры основных фондов Российской Федерации (СКФО): добыча полезных ископаемых - доля основных фондов меньше в 13,3 раза (меньше в 2,3 раза); операции с недвижимым имуществом - меньше в 1,6 раза (меньше в 1,4 раза); сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - больше в 3,9 раза (больше в 1,1 раза); строительство - больше в 2 раза; транспортировка и хранение - больше в 1,7 раза (больше, чем в СКФО, в 1,6 раза); оптовая и розничная торговля, а также услуги по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - больше в 6,5 раза (больше, чем в СКФО, в 2,4 раза).

Кроме того, по виду деятельности "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение в Республике Дагестан" доля основных фондов в 1,6 раза меньше, чем по СКФО.

 

Рис 1.2.3. Структура основных фондов по видам экономической деятельности в Республике Дагестан в 2019 года, в % от их полной учетной стоимости в конце года

 

Падение общих объемов инвестиций в основной капитал в 2015-2017 годах значительно затормозило обновление и модернизацию основных фондов в Республике Дагестан и не позволило компенсировать их текущий износ: изношенность основных фондов в экономике республики за 2010 - 2019 годы увеличилась с 36,7 до 40,1%, а в целом по Российской Федерации и СКФО обратная картина - снижение изношенности основных фондов за исследуемый период.

В настоящее время особенно высока изношенность имеющихся основных фондов региона по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (67, 4%), транспортировка и хранение (54%), деятельность в области информации и связи (66,7%), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (78,8%), государственное управление и социальное обеспечение (62,5%). Практически по всем отраслям социальной сферы (сферы услуг) износ основных фондов существенно превышает средний уровень износа основных: фондов по Республике Дагестан, субъектам Российской Федерации в СКФО и субъектам Российской Федерации в целом.

Такое положение с обновлением основных фондов в отраслях экономики Республики Дагестан при традиционно высоком уровне безработицы в регионе не только не позволяет расширять количество рабочих мест, но даже восполнить выбытие устаревших рабочих мест. С 2015 года ежегодный ввод основных фондов по Республике Дагестан по своим объемам был ниже, чем в предыдущем году; в 2019 году ввод основных фондов (104,5 млрд рублей) на 15,7% был ниже, чем в 2014 году (123,9 млрд рублей).

В этих условиях актуальной для Республики Дагестан задачей является не только наращивание объема инвестиций в основной капитал, но и обеспечение адекватного роста поступления основных фондов в экономику: соотношение "поступление основных фондов/объем инвестиций в основной капитал" в 2010 - 2012 годах 84-87%, в 2018 - 2019 годах - 62-67%.

Необходимо минимизировать неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств, направляемых на строительство социальных объектов и развитие экономики региона, ускорить решение проблемы незавершенного строительства: на 1 января 2020 года в Республике Дагестан числилось 1354 объекта незавершенного строительства на сумму 41,4 млрд рублей. Объекты размещены на территории всех муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан. По информации Счетной палаты Республики Дагестан за 2020 год, из них по 75 объектам работы ведутся в плановом порядке, по 499 работы приостановлены или объекты законсервированы, по 80 работы ведутся более 5 лет. Работа по актуализации продолжается: на 1 октября 2021 года количество выявленных объектов незавершенного строительства составляет 1604 на сумму более 45,4 млрд рублей. В 2022 году планируется исключить из незавершенного строительства 651 объект на сумму 10,147 млрд рублей, в том числе 123 объекта незавершенного строительства предлагаются к списанию.

Численность рабочей силы в регионе в 2020 году составила 1286,8 тыс. человек и увеличилась за анализируемый период на 15,1 тыс. человек (на 1,19%). Среднегодовая численность занятого населения по Республике Дагестан в 2010 - 2019 годах увеличилась до 1109,4 тыс. (на 81,3 тыс. человек, или на 7,9%).

Согласно данным Росстата, в экономике Республики Дагестан по численности занятых лидируют четыре вида экономической деятельности (ВЭД) с общей численностью занятых 698,0 тыс. человек, или 62,9% занятых в экономике Республики Дагестан:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 239,1 тыс. человек (уменьшилась за 2010 - 2019 годы на 27,1 тыс. человек, или на 10,2%), удельный вес в общей численности занятых 21,6% (-4,3% за период);

торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 201,0 тыс. человек (+38,7 тыс. человек, или 23,8%), удельный вес 18,1% (+2,3%);

строительство - 142,3 тыс. человек (+17,9 тыс. человек, или 14,4%), удельный вес 12,8% (+0,7%);

образование - 115,6 тыс. человек (-2,2 тыс. человек, или - 1,8%), удельный вес 10,4% (-1,0%).

 

Другую заметную группу ВЭД с общей численностью занятых 266,9 тыс. человек, или 24,0%, образуют:

обрабатывающие производства - 75,4 тыс. человек (+14,2 тыс. человек, или 23,3%), удельный вес 6,8% (+0,8%);

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 71,3 тыс. человек (+9,5 тыс. человек, или 15,4%), удельный вес 6,4% (+0,4%);

транспортировка и хранение - 65,6 тыс. человек (+12,2 тыс. человек, или 22,8%), удельный вес 5,9% (+0,7%);

государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 54,6 тыс. человек (+4,3 тыс. человек, или 8,5%), удельный вес 4,9% (0,0%).
 

 

Выделяется также группа видов ВЭД (общая численность занятых - 91,5 тыс. человек, или 8,4%), где численность занятых в каждой из них превышает 1%, но меньше 3% от общей численности занятых в экономике Республики Дагестан:

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 24,7 тыс. человек (+2,1 тыс. человек, или 9,3%), удельный вес 2,2% (0,0%);

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 15,8 тыс. человек (-2,2 тыс. человек, или -1,5%), удельный вес 1,4% (-0,1%);

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - 14,4 тыс. человек (+2,8 тыс. человек, или 23,8%), удельный вес 1,3% (+0,2%);

деятельность профессиональная, научная и техническая - 14,1 тыс. человек (+0,9 тыс. человек, или 7,2%), удельный вес 1,3% (0,0%);

деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 12,2 тыс. человек (+1,1 тыс. человек, или 20,9%), удельный вес 1,1% (+0,1%);

обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 10,3 тыс. человек (+0,7 тыс. человек, или 20,9%), удельный вес 1,1% (+0,1%).
https://api.docs.cntd.ru/img/40/62/76/85/3/7642b07c-fcc0-40cb-a555-f9c6d05d5c41/P010A0000.png

Рис. 1.2.4. Структура занятости по видам экономической деятельности в экономике Республике Дагестан за 2010 год и 2019 год, в %

 

4.1.6. Формирование институциональных форм реализации Стратегии

 

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года требует от субъектов реорганизацию действующих и создание новых институтов развития. Успешная реализация Стратегии невозможна без формирования в Республики Дагестан институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. При этом особое место занимают государственные институты развития - организации с государственным участием, предназначенные для минимизации и устранения "провалов рынка" в приоритетных для государства сферах и секторах экономики. Финансовые институты развития должны участвовать в софинансировании инвестиционных проектов, которые недостаточно привлекательны для частного бизнеса с точки зрения соотношения доходности и риска, но могут быть эффективно реализованы при использовании принципов ГЧП. Кроме того, финансовые институты развития способствуют снятию инфраструктурных ограничений путем софинансирования инфраструктурных проектов, в которые частные инвестиции затруднены.

Нефинансовые институты развития, не предоставляя финансовые ресурсы непосредственно бизнесу, могут участвовать в создании инновационной и инвестиционной инфраструктуры Республики Дагестан. Ключевыми направлениями функционирования институтов развития должны стать участие в организации и финансировании крупных проектов, относящихся к приоритетным сферам экономики, а также формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятий к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам.

В целях эффективного использования потенциала институтов развития Республики Дагестан планируется:

совершенствование законодательного регулирования деятельности институтов развития;

разработка положений функционирования институтов развития, согласованных со Стратегией;

разработка целевых показателей деятельности институтов развития;

создание систем контроля и мониторинга деятельности институтов развития;

обеспечение координации деятельности институтов развития на региональном уровне в соответствии с национальными приоритетами экономической политики Российской Федерации;

обеспечение эффективного взаимодействия институтов развития с органами государственной власти.

В настоящее время на территории Республики Дагестан функционируют следующие институты развития предпринимательства:

  1. Государственное автономное учреждение Республики Дагестан "Центр поддержки предпринимательства Республики Дагестан".
  2.  Микрофинансовая компания "Фонд микрофинансирования и лизинга Республики Дагестан".
  3. Некоммерческая организация "Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан".
  4. Акционерная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта Республики Дагестан".
  5. Акционерное общество "Корпорация развития Дагестана".

 

Институтами развития, эффективно действующими в Республике Дагестан, могут также стать:
1. Аналитический центр (организационно-правовая форма ГБУ, или АНО, подобная структура в составе 450 человек успешно действует при Правительстве Российской Федерации с 2003 года).
2. Агентство развития (государственное ведомство - один из институтов управления реализацией Стратегии, Министерством экономического развития Российской Федерации представлены методические указания по его созданию).
3. Центр кластерного развития Республики Дагестан (организационно-правовая форма ООО, или АНО, организация и управление кластерами, территориальный маркетинг).
4. Инвестиционный фонд (или Инвестиционный банк).
5. Центр развития горных территорий.
6. Центр содействия строительству (информационное обеспечение участников, консультации, содействие в подготовке технической документации и в строительстве объектов).
7. Научно-технологический парк.
 

Государственные программы Российской Федерации и Республики Дагестан также следует рассматривать как важнейший инструмент решения региональных стратегических задач. Большая часть реализуемых государственных программ Республики Дагестан имеет социальную направленность, что позволяет осуществить мероприятия по развитию агропромышленного комплекса, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, социальному развитию села, развитию образования и здравоохранения и т.д.

 

Развитие особых экономических зон. Исключительная роль в решении задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу экономики на путь устойчивого развития отводится особым экономическим зонам.

Целью их создания является развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Во всех особых экономических зонах органами государственной власти региона следует предусмотреть создание максимально благоприятных условий для компаний в области инноваций, высоких технологий, производства новых видов продукции и услуг.

Важнейшей задачей, которая должна быть решена в ходе развития особых экономических зон, является создание сообщества лидеров наукоемкого бизнеса. Для этого необходимо установить принципиально новые отношения власти, бизнеса, науки и образования, позволяющие обеспечить решение первоочередных для экономики проблем путем устранения технологического отставания производств и создания на основе кардинального повышения производительности труда высокооплачиваемых рабочих мест, в первую очередь для молодежи.
 

Реализация системного подхода к созданию благоприятных условий для деятельности резидентов особых экономических зон, предполагающего наряду с особыми административным, таможенным и налоговым режимами комплексное развитие инфраструктуры, позволит сформировать интеллектуальные центры экономических кластеров, привлечь молодежь в наукоемкие секторы экономики региона.

Для Республики Дагестан является актуальным создание промышленно-производственной особой экономической зоны с центром в г. Кизляре, в которой акцент направлен на развитие приоритетных отраслей экономики, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.

 

Государственно-частное и муниципально-частное партнерство. В целях достижения стратегических целей развития Республики Дагестан предлагается выстраивать эффективные механизмы взаимодействия между бизнесом, государством и муниципальными органами власти и управления. В вопросах развития экономики, в том числе реализации положений Стратегии, важнейшее значение для Республики Дагестан имеет развитие таких форм взаимодействия государства и бизнеса, как государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) и муниципально-частное партнерство (далее - МЧП).

ГЧП, МЧП регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Законом Республики Дагестан от 2 февраля 2017 года N 5 "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Республике Дагестан".

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2018 года N 166 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим полномочия по регулированию вопросов государственно-частного партнерства в Республике Дагестан, определено Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Механизм ГЧП/МЧП является эффективным инструментом привлечения инвестиций, объединяя государственные и частные интересы в целях эффективной реализации инфраструктурных проектов.

В Республике Дагестан предусматривается развитие государственно-частного партнерства в следующих сферах: социальной, транспортной, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, информационно-телекоммуникационных технологий, спорта. Основными формами участия Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований могут выступать: концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве.

При этом возможны разные модели их организации и взаимодействия участвующих сторон в зависимости от конкретной ситуации и решаемых задач. Главной задачей органов власти и управления является актуализация земельно-имущественного комплекса Республики Дагестан и создание соответствующей инфраструктуры. Затягивание этих процессов станет препятствием при привлечении инвестиций в экономику Республики Дагестан и использовании соответствующего механизма. Инфраструктурные инвестиции являются одним из самых результативных инструментов стимулирования экономического развития.

 

Наиболее актуальными в Республике Дагестан являются соглашения, в том числе и концессионные, по ГЧП/МЧП в части реализации следующих инфраструктурных проектов:

- переработка и утилизация твердых коммунальных отходов;

- реконструкция и развитие транспортной структуры;

- реструктуризация объектов ЖКХ;

- реконструкция и строительство объектов здравоохранения;

- реконструкция и строительство объектов в сфере образования;

- реконструкция и строительство объектов туристско-рекреационного комплекса;

- развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

- реконструкция и строительство объектов физической культуры и спорта.

 

Для реализации соглашений по вышеуказанным формам сотрудничества государственных и муниципальных органов по ГЧП/МЧП необходимо безотлагательно провести ряд следующих мероприятий:

совершенствование законодательства Республики Дагестан в области ГЧП/МЧП;

привлечение в экономику республики средств инвестиционных фондов Российской Федерации и ВЭБ.РФ;

последовательная подготовка органов государственной власти, администраций городов и районов республики, а также бизнеса к участию в реализации проектов ГЧП/МЧП.
 

Необходимо также разработать и утвердить Концепцию развития государственно-частного партнерства в Республике Дагестан на период до 2030 года, которой исполнительные органы государственной власти Республики Дагестан должны будут руководствоваться при реализации проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства на территории Республики Дагестан.

На началах ГЧП/МЧП в Республике Дагестан в настоящее время реализуются:

проекты организации индустриальных и агропромышленных парков, проекты создания ТОСЭР в городах Каспийске и Дагестанские Огни;

программа комплексного территориального развития города Дербента на 2019 - 2023 годы и Комплексный план развития города Дербента на период до 2025 года.

В дальнейшем на началах ГЧП/МЧП могут быть реализованы: планируемые особые экономические зоны; проект создания Махачкалинской агломерации;                     туристские и промышленные кластеры.

 

4.2.6. Инвестиционные ресурсы и развитие инвестиционного комплекса

Низкий инвестиционный рейтинг Республики Дагестан (зона высоких политических, инвестиционных и предпринимательских рисков) не позволил в предыдущие периоды привлечь крупные инвестиции.

 

При этом наблюдается высокий уровень деловой активности населения (капитальные вложения населения, или участие населения в основном капитале) как нераскрытый источник инвестиционных ресурсов для экономики. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и упрощение процедур сопровождения реализации инвестиционных проектов является одним из важных составляющих реализации Стратегии.

Основные мероприятия, предлагаемые в области повышения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан:

внесение изменений в соответствующие нормативные правовые документы, направленных на упрощение процедуры сопровождения инвестиционных проектов и на выработку дополнительных критериев включения проекта в Реестр инвестиционных проектов Республики Дагестан, в отношении которых со стороны институтов развития региона осуществляется сопровождение на основании заключенного соглашения;

оптимизация организационно-правовой схемы взаимодействия с объектами инфраструктуры поддержки бизнеса и институтами развития в Республике Дагестан;

завершение внедрения целевых моделей улучшения предпринимательского климата в регионе, а также продолжение мониторинга реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;

ведение единого реестра инвестиционных и промышленных площадок Республики Дагестан;

взаимодействие с институтами и корпорациями развития других российских регионов и зарубежных стран с целью привлечения инвесторов в Республику Дагестан;

расширение мер поддержки региональных товаропроизводителей в рамках реализации политики импортозамещения (предоставление поручительств, гарантий, субсидий, грантов, содействие техническому перевооружению, размещение государственного заказа и заказов компаний базового сектора);

повышение производительности труда на основе комплексного внедрения принципов и технологий "бережливого производства";

освоение производства и увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

развитие обеспеченных инфраструктурой инвестиционных площадок (кластеров, индустриальных парков и промышленных технопарков), создание фундамента сетевой организации экономики на основе кластерной отраслевой и межотраслевой кооперации;

создание системы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, в том числе имеющих уникальные конкурентоспособные компетенции с учетом намечаемых к реализации инвестиционных проектов;

совершенствование регуляторной среды, развития институтов для бизнеса (обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса), оказания содействия межрегиональному и международному сотрудничеству, выставочной деятельности хозяйствующих субъектов;

создание условий для развития на территории регионального туристско-рекреационного комплекса;

создание эффективной системы управления в сфере инвестиционной деятельности на основе использования проектно-ориентированного подхода (включая создание информационных систем управления проектами инвестиционного развития), расширение региональной сети институтов поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности и повышения эффективности их работы;

формирование позитивного инвестиционного имиджа Республики Дагестан.
 

В условиях нарастания неопределенности развития страны и региона положительную роль должны сыграть среднесрочные программы социально-экономического развития Республики Дагестан соответственно на 2023 - 2025 годы и 2026 - 2030 годы при сохранении долгосрочных целей и задач Модели экономического развития Республики Дагестан. Инвестиционные ресурсы экономики Республики Дагестан, в том числе их главная часть - инвестиции в основной капитал (как объемы, так и отраслевая структура), будут зависеть от многих факторов:

общей инвестиционной политики в регионе, расширения сети инновационных структур с преференциальным режимом для привлечения стратегических инвесторов;

приоритетов развития и основных специализаций;

надежности финансового обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации;

обеспечения заказами предприятий оборонного комплекса;

уровня эффективности производственной и финансовой деятельности предприятий;

устойчивости и развития всей системы предпринимательства;

устойчивости и развития всей сети инновационных структур;

наличия благоприятного инвестиционного климата и стратегических инвесторов.
 

Как заявил Президент Российской Федерации, к 2024 году для бизнеса, частных капиталовложений и запуска новых проектов повсеместно нужно обеспечить прозрачные, предсказуемые и комфортные режимы: "Каждый регион должен предложить понятный, исчерпывающий алгоритм действий, который позволит инвестору без потери времени, других издержек максимально эффективно и быстро пройти путь от бизнес-идеи до открытия нового производства, или сдачи построенного объекта в эксплуатацию". В целях реализации этих требований Минэкономразвития России предложена система поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в регионах (приказ от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", основными элементами которой являются:

инвестиционная декларация субъекта Российской Федерации;

свод инвестиционных правил субъекта Российской Федерации;

инвестиционная карта субъекта Российской Федерации;

агентство развития;

инвестиционный комитет;

реестр инвестиционных проектов субъекта Российской Федерации.

При формировании и развитии соответствующих элементов системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в Республике Дагестан необходимо исходить из методических рекомендаций, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации.

Инструментом привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов является Реестр инвестиционных проектов Республики Дагестан, который должен быть сбалансирован по проектным направлениям, актуальным и качественным.

В этих целях при формировании Реестра планируется группирование инвестиционных проектов по следующим проектным направлениям:

ориентированные на широкое участие в государственных программах, реализацию национальных проектов Российской Федерации с применением механизмов ГЧП;

реализующиеся на территории Республики Дагестан вертикально интегрированными государственными корпорациями Российской Федерации;

имеющие статус приоритетных инвестиционных проектов Республики Дагестан;

инфраструктурные проекты территории;

группа перспективных опорных проектов (МТК "Север-Юг", развитие исторических поселений, агропромышленные парки, медицинский кластер, научно-образовательный центр, научно-технологический парк, сфера экологии и др.);

в рамках подпрограммы Республики Дагестан государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года";

в преференциальных территориях Республики Дагестан;

инвестиционные программы муниципальных образований;

инвестиционные программы системообразующих предприятий Республики Дагестан в отраслях, кластерах, инновационной сфере;

для малого и среднего бизнеса;

ориентированные на экспорт продукции;

на основе редевелопмента неиспользуемых территорий, реконструкции рынков и освоения новых территорий под строительство;

на основе реновации жилья и строительстве жилых зон;

на основе программы развития туризма и туристских кластеров;

в сфере внедрения принципов устойчивого развития;

в сфере комплексного развития сельских территорий, экономики села, фермерства.

 

Актуальным становится проектирование инвестиционного комплекса Республики Дагестан с консолидацией республиканских активов проведение работ по оценке инвестиционного потенциала региона и полноценная ревизия принятых и действующих в Республике Дагестан программ (оценка формирования бюджета, систематизация значимых активов независимо от форм собственности) и их структурирование.

В качестве основной методики эффективного и результативного способа решения задач поэтапного вывода Республики Дагестан на привлекательный уровень инвестиционного развития с участием государственных форм финансирования применяется метод программно-целевого бизнес-планирования/управления по отдельным (выбранным в качестве инвестиционной стратегии) экономическим блокам, отраслям (направлениям).

Предполагается сохранение центрального места Махачкалинской экономической зоны в территориальной структуре инвестиций в основной капитал, а также увеличение места и роли трех других экономических зон: Кизлярско-Южно-Сухокумской, Хасавюртовско-Кизилюртовской и Дербентской, с формирующимися агломерационными территориями. Эти территории и на перспективу остаются территориями интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения.

Роль и место других экономических зон в перспективной территориальной структуре инвестиций в основной капитал будет зависеть прежде всего от реализации инвестиционных проектов, существующих и планируемых, а также от успешной деятельности инновационных структур на их территории, развития предпринимательства.

Драйверы с возможно устойчивыми источниками финансирования (в рамках национальных проектов) - это инновационные структуры, а также цифровая трансформация экономики. Стратегия показывает распределение инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации, по экономическим зонам Республики Дагестан с развитием широкой сети инфраструктур с включением ТОСЭР, кластеров, ОЭЗ, индустриальных парков и других высокотехнологичных форм организации территории.

Рассматривается и достаточно широкий набор отраслевых инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие основных специализаций территорий экономических зон, а также развитие новых специализаций.

Основной целевой показатель развития инвестиционного комплекса Республики Дагестан:

             
 

2020

2021

2022

2023

2024

2030

Темп роста инвестиций в основной капитал, в % к 2020 году (целевой сценарий)

100

105,8

112,6

118,9

127,2

198,3

…..

ru en az sa my zh-CN de fr pt es